√еополитика –осси€-3 ≈врази€



ƒоктрина

јналитика

Ќовый ”ниверситет

јрхив

¬ступить в ≈—ћ

‘орум

—в€зь




јлександр ƒугин

“реть€ столица

1. ƒинамика столиц

—толица Ч это качественный символ всего √осударства. ќтсюда "рука ћосквы" вместо "руки –оссии", "¬ашингтон требует" вместо "ѕравительство —Ўј требует" и т.д.

ќт того, какой именно город €вл€етс€ столичным, зависит в значительной мере геополитическа€, культурна€, цивилизационна€ ориентаци€ страны. ¬опрос о столице -Ч вопрос не технический, но принципиальный, метафизический.

 иев в русской истории был столицей национального √осударства восточных слав€н.  иевска€ –усь в целом вписывалась в разр€д обычных восточно-европейских √осударств, наход€щихс€ на периферии ¬изантийской »мперии. ѕоэтому киевоцентризм в русской истории Ч вплоть до насто€щего времени Ч играет символическую роль национально-слав€нского, восточно-европейского принципа. Ёто Ч столица ћалороссии не только в этническом, но и в геополитическом значении.  иев символизирует русскую идею в ее малом, довольно скромном выражении.

ћосква Ч столица радикально иного √осударства. Ёто √осударство уже не только восточно-европейское, но евразийское, не просто слав€нское, но тюркско-слав€нское, не просто лесное или речное, но лесо-степное. ¬ ћосковской –уси центральным этносом станов€тс€ именно великороссы, особа€ уникальна€ общность, в которой слав€нский элемент перемешан с тюркским. «десь национальна€ иде€ достигает своего подлинного величи€ и универсализма буквально планетарного масштаба. ћосква Ч столица ¬еликороссии, континентального геополитического образовани€, наделенного географической, стратегической, политической и религиозной миссией вселенского объема. Ёто уже зародыш мировой державы.

—анкт-ѕетербург Ч столица западноподобной светской –оссии. Ёто двор€нско-космополитический, поклон€ющийс€ «ападу, европеистский пласт ("романо-германское иго" Ч по определению евразийцев).

2. —толицы: перва€Е втора€Е треть€?

¬ наши дни все чаще ставитс€ вопрос о т.н. "второй столице" Ч —анкт-ѕетербурге. —имволизм этого города имеет сегодн€ несколько синхронных расшифровок. — одной стороны, идеологически это Ч антикоммунизм, указание на возврат к добольшевистской, несоветской –оссии. — другой стороны, сказываетс€ западна€ ориентаци€ либеральных реформаторов. — третьей Ч это антитеза древней дораскольной евразийской фундаменталистской ћосковии.

—анкт-ѕетербург готовитс€ усилить свою символическую столичную роль в нынешней –оссии. “от факт, что туда намереваютс€ перенести российский парламент, показателен: «ападу Ч западническое. ћосква как бы остаетс€ полюсом унитарной федеральной власти. Ћиберал-демократические институты парламентаризма отсылаютс€ во вторую столицу. —ложно сейчас предсказать, во что выльетс€ реанимаци€ столичного качества —анкт-ѕетербурга. ”силитс€ ли ориентаци€ на «апад нашего общества (его вестернизаци€), или, напротив, географическое разделение ветвей власти освободит руки авторитарному  ремлю.

 ак бы то ни было, при по€влении второй столицы возникает потребность в логическом и символическом уравновешивании внутригеополитической структуры –оссии. Ћюбое действие вызывает противодействие. —мещение внимани€ к «ападу должно быть компенсировано определенной активностью, обращенной к ¬остоку.

¬осточные пространства –оссии давно привлекали внимание всех чутких к геополитике умов. ѕричем "¬елика€ —ибирь" у некоторых геополитиков рассматриваетс€ отдельно от геополитического пон€ти€ "–осси€". ѕоказательно, что такое разделение свойственно не только пристрастному русофобу и атлантисту «бигневу Ѕжезинскому, но и русофилам-евразийцам ќ.Ўпенглеру и ∆.ѕарвулеско. ’от€ все согласны с тем, что цивилизационна€ мисси€ ¬еликой —ибири Ч дело неопределенно далекого будущего. „тобы говорить о реалистичном актуальном противовесе второй столице, мы должны отыскать нечто более близкое к традиционным столицам, и такой кандидат на статус "третьей столицы" имеетс€.

Ёто Ч  азань. —толица ¬еликой “атарии.

. Ќесбывша€с€ мечта »вана √розного

≈вразийские, восточнические тенденции в русской истории существовали и до возвышени€ ћосквы. ¬ладимирска€ –усь прокладывала в этом отношении путь будущей ћоскве как “ретьему –иму. ¬ладимирские кн€зь€, двигавшиес€ к ¬олге, к Ќизовским земл€м, к великой св€тыне керженского —ветло€ра, к св€тому дл€ русской сакральной географии  итежу руководствовались евразийской линией задолго до монгольских завоеваний. Ќо подлинным торжеством русского евразийства стала ћосква, вз€вша€ на себ€ ордынское сухопутно-имперское наследие „ингизхана (кн.“рубецкой) после раскола ќрды и религиозную миссию византийского универсализма после падени€ ÷арьграда. ¬ершины своей это московское евразийство достигло в XVI веке при величайшем русском ÷аре »ване ¬асильевиче, "венчанной грозе", авторе уникального канона "√розному јнгелу смерти".

»ван √розный €снее других русских самодержцев осознавал евразийский фактор великоросской государственности. —имволом евразийской линии дл€ него служили татары. — одной стороны, штурму€  азань, с другой - сажа€ на московский престол татарского хана —имеона Ѕекбулатовича, »ван ¬еликий выступал как законный наследник ќрдынской геополитической воли.  ак истинно ¬еликоросский царь, в котором слав€нские корни повенчаны с татарской кровью под хоругвью византийского ѕравослави€.

√розный двигалс€ к ¬остоку не как "цивилизатор"(то есть, "атлантист"). Ёто было скорее геополитически выраженное "великое возвращение", поход к истокам, к "востоку вещей". Ќе случайно долгое врем€ он был буквально одержим идеей переноса столицы из ћосквы на ¬осток.

÷елью его была  азань. ќн стремилс€ не покорить  азань, но включить этот древний полюс евразийского могущества в активное имперостроительство. √розный намеревалс€ сделать  азань столицей всей ћосковской –уси. ƒл€ этой цели даже стали строить подобный московскому казанский кремль.

≈вразийска€, русско-татарска€, слав€но-тюрска€, православно-мусульманска€, лесо-степна€ столица, преддверие ¬еликой —ибири.

ѕо случайному (но роковому) стечению обсто€тельств этому плану не суждено было осуществитьс€.

“реть€ столица –уси осталась в сфере возможного, потенциального. ѕревратилась в подспудную, непро€вленную тенденцию. ѕервенство сохранилось за ћосквой.

» это - немалоЕ Ќо сколь глубокой и чреватой неверо€тными историческими возможност€ми была инициатива »вана ¬еликого двигатьс€ еще восточнее, устанавливать еще более радикально евразийские, азиатские, традиционные, незападные, самобытные вехи исторического и геополитического быти€ –уси...  азанска€ –усь... Ќесбывша€с€, нереализовавша€с€, така€ клюевска€ и така€ знакома€, широкоскула€, архаична€, по-слав€нски созерцательна€ и по-тюркски пассионарна€, активистска€ и проникновенна€ –усь глубокого ¬остока...

“реть€ —толица.

. —анкт-ѕетербург versus ћосква

 аковы актуальные российские тенденции в вопросе столиц? — одной стороны, прослеживаетс€ тенденци€ к укреплению российского административного централизма (вес  ремл€ в решении региональных проблем растет). Ќо этот внутрироссийский централизм пока не определилс€ с моделью. ¬ажнейший вопрос, который остаетс€ открытым: будет ли централизаци€ проходить по логике территориально-административного делени€ или при сохранении основ национально-культурного принципа дл€ территорий с €рко выраженной этнической спецификой?

ћосковское царство исторически т€готело к модели традиционных св€щенных »мперий: в них стратегический централизм сочеталс€ с широкой правовой, религиозной, хоз€йственной и даже политической самосто€тельностью составных частей. »мперское единство предполагало существование в своих рамках полноценных царств, которые входили в общий стратегический блок, во многом сохран€€ самосто€тельность. “акой подход основывалс€ на принципе народов как субъектов правовых отношений между центром и провинци€ми. Ќечто подобное, кстати, предложил Ћенин. Ќе случайно большевики перенесли столицу в ћосквуЕ

—анкт-ѕетербургска€ –осси€, напротив, основывалась на европейском принципе формального гражданства, и этно-национальный фактор здесь играл ограниченную (и в большинстве случаев запретительную) роль.

¬ дуализме ћосква (¬осток)-—анкт-ѕетербург («апад) про€вл€етс€ более широкий философский и мировоззренческий момент: различие восточной общинной логики и индивидуалистической логики европейского западного права. “ерриториально-административный ("западный") принцип предполагает полную юридическую равнозначность отдельных граждан (независимо от этнической, культурной, религиозной и иной принадлежности) перед универсальным законодательством. ¬се отношени€ стро€тс€ по модели человек-√осударство, и территориальное деление такого однородного пространство, населенного абстрактными атомарными гражданами, происходит произвольно. Ётнонациональный ("восточный") принцип в качестве основных субъектов права признает органические коллективы, этнорелигиозные общины, здесь отношени€ центра с регионами стро€тс€ по качественной, дифференцированной логике.

«апад признает в качестве субъекта государственного права индивидуума, ¬осток видит субъекта в общине.

÷ентралистские тенденции могут развиватьс€ как московским (восточным), так и санкт-петербургским (западническим) путем. —егодн€ обсуждаютс€ обе возможности.

ѕоказательно, что чисто теоретически проект “ретьей —толицы, " азанской –уси" (в силу геополитических соответствий) - еще более дифференцированный в национальном смысле, еще более общинный и незападный принцип даже по сравнению с ћосквой.

Ќедаром одним из видных теоретиков евразийства был наш современник татарин —ултан √алеев.

√еополитические предпосылки сецессионизма

„то из себ€ представл€ет современна€ “атари€? ¬ каком контексте мы вынуждены сейчас обращатьс€ к упущенному великому шансу, к евразийскому принципу “ретьей —толицы?

Ќеобходимо учесть, что нынешний порыв к централизму следует за крайне упаднической фазой геополитического самоликвидаторства –оссии (когда опь€ненные химерами "единого мира" младореформаторы были готовы пожертвовать всей страной ради иллюзорного и невн€тного "вхождени€ в сообщество цивилизованных народов и стран") - безусловной капитул€цией перед «ападом, его цивилизацией, его стратегическими, политическими, экономическими и культурными интересами.

»менно московское капитул€нство эпохи перестройки и либеральных преобразований способствовало ослаблению централистских тенденций, разрушало все вертикальные св€зи (как евразийского характера, так и административно-территориального). якути€, “атарстан, Ѕашкири€, „уваши€,  оми,  алмыки€, »нгушети€ и „ечн€ получили юридический статус, поощр€вший существующие там сепаратисткие тенденции. Ётому активно способствовали западнические силы в кремлевском руководстве, послушные приказам атлантистских геополитических центров —Ўј. ¬ частности, в „ечне (где этот процесс прин€л самый серьезный, фатальный и катастрофический оборот) инициатива сепаратизма или, по меньшей мере, преступное попустительство, исходили из ћосквы (проекты расчленени€ –‘ Ѕурбулиса, —таровойтовой и др.).

«начительно опасней самого национал-сепаратизма его движуща€ сила, его мотор - де€тельность геополитически подкованного «апада и "иконографических" фигур западного курса в российской политике: јндре€  озырева, ≈гора √айдара и пр.

¬ современном “атарстане геополитический ланшафт складываетс€ из умеренно-сепаратистских тенденций, развившихс€ на раннем этапе перестройки, из умеренно-централистских тенденций, свойственных прагматическому руководству –еспублики и радикал-сепаратистов (крайние националисты из “ќ÷, "ћелли меджлиса татарского народа" и т.д.). «алог хрупкого равновеси€ - особые услови€ договора между  азанью и ћосквой (предоставл€ющего практически полную хоз€йственную самосто€тельность татарским ресурсодобывающим предпри€ти€м и гарантирующего республике освобождение от уплаты федеральных налогов).

6. ≈вразийский федерализм как альтернатива территориально-административной модели централизма

≈сли при неизбежном сейчас усилении роли федерального центра за основу будет вз€т "либерально-патриотический" проект санкт-петербургского происхождени€ (центр √.√рефа), то стабильность в –еспублике будет нарушена, позиции умеренного прагматика ћентимера Ўаймиева ослабнут, национал-радикальные тенденции, напротив, вспыхнут с новой силой. ѕри этом т€готение к сепаратизму радикалов будет поневоле поддерживатьс€ и умеренными национально ориентированными сло€ми, которых в “атарии большинство и которые вполне готовы оставатьс€ ло€льными ÷ентру, при том, что он гарантирует соблюдение этно-культурных, национально-религиозных и некоторых хоз€йственно-политических и юридических идентификационных дл€ татар основ.

  этому процессу не замедл€т подключитьс€ агентурные сети атлантистов, которые через разведсообщества “урции, ѕакистана, —аудовской јравии постараютс€ создать инфраструктуру сепаратистских течений Ч дл€ повторени€ чеченского сценари€. ”повать на то, что этот процесс (в который будут неминуемо вовлечены и умеренные татары) можно будет укротить одной военной силой Ч по меньшей мере, безответственно.

–еализаци€ "либерально-патриотического проекта" неизбежно приведет к результатам индентичным раннелиберальным провокаци€м, направленным на пр€мую поддержку сепаратизма. ќб этом свидетельствует любой, даже самый приблизительный геополитический анализ.

Ќедаром нынешние "либерал-государственники" и вчерашние "либералы-антигосударственники" Ч одни и те же люди из команды √айдара-„убайса-јвена-√усинского-—моленского и пр.

ƒл€ того, чтобы добитьс€ реального укреплени€ территориальной целостности –‘, нужно действовать иначе. –ечь идет о проекте "евразийского федерализма". ќн предполагает сочетание стратегического централизма и этно-культурного, национал-религиозного плюрализма. ≈динство √осударства в таком случае рассматриваетс€ как продукт осознанного единства исторической судьбы различных народов. Ёти народы, объедин€€сь, преодолевают, превосход€т самих себ€, делегиру€ высшей обобщающей их отдельное бытие инстанции свои высшие качества. √осударство становитс€ обобщенным синтезом народов, которые в корневом аспекте продолжают сохран€ть свои дифференцированные качества. ”ниверсализм и унитарность стратегического (высшего) уровн€ здесь сочетаютс€ с национализмом и этно-культурной обособленостью уровн€ локального. —убъектами федерировани€ в общее единое √осударство €вл€ютс€ в таком случае народы как органические и нерасчленимые единства. “акой проект сохран€ет национально-территориальный принцип, законодательно усиливает этно-культурную, религиозную, экономическую и даже юридическую автономию, но вместе с тем предполагает категорическое лишение субъектов федерации (нации, республики и т.д.) даже теоретического права потребовать какого бы то ни было политического суверенитета и возможности выхода из состава √осударства. —убъект федерации в таком случае волен делать все, кроме выхода из состава √осударства и причинени€ ему политического или стратегического ущерба.

“акой "евразийский федерализм" логически приводит к укреплению центростремительных тенденций, но вместе с тем вполне удовлетвор€ет умеренно-националистическим устремлени€м, которые станов€тс€ широкой социальной базой поддержки всего проекта. Ѕолее того, реализаторами его вполне могут выступать как раз пассионарные, контрэлитарные силы националистической ориентации.

“атарстан представл€ет собой образец субъекта евразийской федерации. Ѕлагодар€ татарскому, тюркскому импульсу россы осознали себ€ в качестве великороссов, распрощавшись раз и навсегда с малоросской моделью государственности.  ак булгары и московские слав€не преодолели самих себ€ в »мперии „ингисхана, так этот же импульс продолжилс€ и тогда, когда миссию евразийской интеграции вз€ла на себ€ ћосква. “атарский элемент €вл€етс€ важнейшим фактором как этногенеза великороссов, так и государство-генеза самой –оссии-≈вразии.

—ледовательно, модель "евразийского федерализма" должна быть оправдана именно с позиций внутрироссийской оси ћосква- азань.  онцепци€ “ретьей —толицы сегодн€ имеет именно такое геополитическое, государство-строительное и культурное содержание.

7. ≈вразийский ислам Ч органичный союзник евразийского христианства

–елигиозный фактор имеет в концепции “ретьей —толицы огромный символический оперативный смысл. “атарский ислам, принадлежащий к ханифитскому масхабу, €вл€етс€ типичной разновидностью евразийского континентального ислама. —пецификой этого суннитского масхаба (школа толковани€ исламской традиции) €вл€етс€ широка€ адаптаци€ к общеисламскому контексту локальных сакральных традиций, обычаев, ритуалов. ’анифизм учитывает локальные особенности этносов, не настаивает на жесткой унификации, предельно гибок к особенност€м национальной психологии. ѕо своей гибкости и открытости (а также по мистической ориентации) он близок масхабу шафи€ и к шиизму.

Ётот евразийский, но в то же врем€ глубоко ортодоксальный ислам, занимает в религиозном контексте положение, пр€мо противоположное исламскому пуританизму и "протестантизму", воплощенному в еретическом учении ваххабизма. Ќапрашиваетс€ параллель ѕравославие-татарский ханифизм (евразийство), с одной стороны, и протестантизм-ваххабизм (атлантизм) Ч с другой.

“атарский (шире, тюркский) ислам не случайно стал одной из составл€ющих приоритетно православного –усского ÷арства. Ёто было органично и логично. “очно так же органично и логично то, что —аудовска€ јрави€ Ч родина ваххабитской ереси Ч стала ближайшим стратегическим партнером протестантской атлантистской державы —Ўј.

≈вразийска€ модель основана не на поверхностном противопоставлении конфессиональных признаков, что привело бы к утверждению абсурдных с геополитической точки зрени€ тезисов о "политическом и цивилизационном единстве христианских держав" или о "едином исламе", но на убежденности в общих цивилизационных задачах разных конфессий, принадлежщих к одному геополитическому УсемействуФ. ѕервые евразийцы, двига€сь наощупь, не без остаточного православного высокомери€, говорили о том, что ислам традиционных мусульманских народов –оссии Ч "не до конца осознанное ѕравославие". ¬ерна€ интуици€, выраженна€ неадекватно. ќсновыва€сь на трудах –ене √енона и традиционалистской школы, мы можем уточнить сегодн€ этот тезис и сказать, что ѕравославна€ ÷ерковь и традиционный (шиитский, ханифитский, суфийский, одним словом, евразийский) ислам представл€ют собой полноценные и подлинные восточные традиции, в то врем€ как протестантизм и ваххабитска€ ересь суть пародии, подделки, результаты апокалиптического извращени€ чистой духовности.

— точки зрени€ геополитической, атлантистский характер современных ересей (и западных и восточных) очевиден: централом ересей однозначно €вл€ютс€ —Ўј, и их планетарные сети выполн€ют двойную роль, €вл€€сь по совместительству централами дл€ агентуры вли€ни€ и перевалочными базами дл€ агентов ÷–”.

ѕротестантские проповедники, подтачивающие основы ѕравослави€ в –оссии, выполн€ют ту же функцию, что и антитрадиционные фанатики проамериканского, атлантистского ваххабизма.

≈вразийский проект “ретьей —толицы призван стать фокусом нового витка осознани€ глубинного цивилизационного единства евразийских традиций Ч не догматического, но геополитического, стилистического, сакрального. ’анифитский татарский традиционный ислам ценен дл€ ≈вразии не как "недоделанное ѕравославие", но как "православна€ верси€" ислама. » наоборот, дл€ ортодоксального ислама нет ничего ближе ѕравослави€.

Ёту позицию раздел€ют наиболее полноценные и авторитетные представители современного ислама (в частности, ¬ерховный ћуфтий ÷ƒ”ћ Ўейх-уль-»слам “алгат “аджуддин, его официальный представитель, главный муфтий “атарстана ‘арид —алман-’азрат), а также подавл€ющее большинство исламских традиционалистов и фундаменталистов “атарии, Ѕашкирии, татарской диаспоры ѕоволжь€. —ходна€ модель действенна и дл€  авказского ислама, который, однако, имеет свою (впрочем, стопроцентно евразийскую) специфику.

 онцепци€ “ретьей —толицы цементирует логически и исторически этот важнейший, судьбоносный межконфессиональный союз.

8. Ёкономическа€ подоплека геополитической реструктурализации –оссийского пространства

ѕопробуем определить те силы в современном российском обществе, которые заинтересованы в конкретной реализации концепции “ретьей —толицы (учитыва€ символическое значение этого проекта, можно спрогнозировать их интерес в более общем проекте евразийского федерализма).

—егодн€ в российской региональной экономике €сно различаютс€ следующие факторы, имеющие отчетливое геополитическое значение:

1) национальные (местнические) экономические блоки, группы и кланы, стрем€щиес€ к максимально льготным услови€м в вопросе распор€жени€ стратегическими территориальными ресурсами.

¬ далекой перспективе речь идет, в первую очередь, о ресурсо-добывающих, ресурсо-перерабатывающих област€х, чь€ экономическа€ весомость (и привлекательность) в меньшей степени зависит от эффективного менеджмента, нежели собственно производство.

 онтроль над этой областью сулит долгосрочную выгоду, сопоставимую с прибылью от ленных земель в традиционных формах хоз€йства. ƒл€ закреплени€ за собой контрол€ над этой сферой региональными экономическими кланами сегодн€ идут в ход любые аргументы - национальные, конфессиональные, геополитические, идеологические и т.д.  стати, наиболее весомым фактором сегодн€шнего суверенитета “атарстана €вл€етс€ именно консенсус национальных татарских олигархов, сплоченных вокруг политического руководства –еспублики. ƒл€ них отношени€  азань-ћосква имеют строго цифровое выражение, св€занное с формулой налогов, квот, тарифов на нефть и иные стратегические ресурсы.

2) олигархические структуры центра.

ќни став€т своей целью максимально консолидировать в своих руках сферу ресурсов на федеральном уровне, и эти интересы данные группы стрем€тс€ реализовать, прагматически подстраива€ под них политические и административные инструменты федерального уровн€ - через коррупцию, лоббирование и т.д. ќлигархическа€ экономика сегодн€ €вл€етс€ важнейшим механизмом функционировани€ российского общества в целом. »нтересы большинства олигархических групп имеют чисто прагматический характер, и олигархи (чаще всего) подстраивают геополитические (и политические) принципы под свои сиюминутные нужды, независимо от того, укрепл€ет ли это или ослабл€ет позиции √осударственности.

3) иностранные “Ќ , иные экономические структуры, подчиненные внероссийским геополитическим интересам.

«десь существуют две неравноценные группы: 1) “Ќ , холдинги, фирмы и компании, имеющие стратегическое значение в реализации проекта единого мирового рынка в интересах —Ўј и их союзников, и 2) иные крупные финансово-промышленные образовани€, имеющие своим центром национальные хоз€йственные организмы, относительно свободные от геополитического контрол€ атлантизма.

  первому случаю относ€тс€ англосаксонские (американские, английские, голландские и т.д.) “Ќ  - УЎелФ, У ока- олаФ, Уƒе ЅирсФ, структуры —ороса и т.д.  о второму случаю - германские и €понские компании, крупные фирмы и холдинги “ретьего ћира, јзии, арабских стран.

јтлантистские (или мондиалистские) “Ќ  чисто экономический интерес к российским регионам совмещают со стратегическим и геополитическим, а в далекой перспективе и с идеологическим моментами. » в этом случае последним модулем объ€снени€ служат не прагматико-экономические интересы, но геополитическа€ сверхзадача.

ќстальные экономические образовани€, имеющиес€ в российской региональной экономике, озабочены лишь извлечением выгоды.

ƒанное различие имеет чрезвычайно важный практический характер.

4) централистские бюрократические структуры федерального уровн€.

ќни стрем€тс€ замкнуть экономическую де€тельность на федеральные центры (министерства, ведомства, иные инстанции, ведающие квотированием, законодательным обеспечением хоз€йственной де€тельности регионов). Ётот фактор может иметь как государственнический (централистский), так и грубо коррупционный характер.

ћожно сгруппировать эти четыре типа по геополитической ориентации:

- абсолютно центробежным (т.е. антироссийским, сепаратистским) характером обладают только атлантистские и мондиалистские “Ќ , а также некоторые олигархические внутрироссийские кланы (типа группы "ћост", "јльфа" и т.д.), которые по сути €вл€ютс€ филиалами атлантистских геополитических и геоэкономических институтов.

- относительно центробежными могут быть национал-региональные группы и некоторые прагматические олигархические кланы, заинтересованные в перераспределении квот от федеральных бюрократических структур к крупным компани€м, подконтрольным олигархам.

- относительно ценстростремительными выступают те же (неатлантистские) олигархи, перет€гивающие вли€ние от регионалов к самим себе (как к €кобы представител€м ÷ентра).

- абсолютно центростремительными оказываютс€ федеральные бюрократические структуры.

¬ современном “атарстане мы имеем все эти экономические факторы: региональные экономические группы, получившие наиболее ощутимый экономический результат от "особого статуса" национальной –еспублики; внешние нероссийские “Ќ , стрем€щиес€ канализировать в свою пользу экономические контакты; федеральные структуры, ищущие любой возможности замкнуть на себе хоз€йственные системы “атарстана; наконец, московские олигархи, готовые на любые (в том числе политические) авантюры, чтобы присовокупить к своим наделам огромный ресурсный потенциал этой области.

“еперь легко пон€ть, какие экономические рычаги могут быть включены в реализацию различных геополитических сценариев в судьбе “атарстана.

¬нешний атлантистский фактор (действующий как пр€мо, так и через стратегических сателлитов —Ўј в исламском мире - “урцию, —аудовскую јравию и т.д.), национал-региональные финансово-промышленные группы, а также некоторые проамериканские московские олигархи будут подготавливать чеченский сценарий и ориентироватьс€ на выход “атарии из состава –оссии. ќт них пойдет материальна€ и ина€ помощь радикально-сепаратистским тенденци€м, вплоть до ваххабистского ислама и радикальной экстремистской русофобии.

¬ариант административно-территориальной губернизации - т.е. радикальный централизм - будет поддержан федеральными структурами и теми из олигархов, которые более всего взаимодействуют (к своей выгоде) с правительственными кругами. (¬ первую очередь это касаетс€ круга Ѕерезовский-јбрамович-ћамут, хот€ к сходному сценарию в последнее врем€ т€готеет и группа „убайса-√рефа.)

 акую же материальную подоплеку может получить вариант "евразийского федерализма", проект "“реть€ —толица"?

ќчевидно, что наиболее неприемлем дл€ этой стратегической концепции атлантистский и мондиалистский экономический полюс, выражающий обратные ≈вразии геополитические интересы.

—трого федералистский, бюрократически-централистский блок также неприемлем, поскольку така€ логика противоречит дифференциальному подходу, заложенному в самой основе евразийского федерализма.

—ледовательно, поиск кандидатов положительного партнерства надо вести среди тех национально-региональных экономических структур, которые сознают степень интегрированности хоз€йства “атарстана в российскую экономику и понимают в должной мере абсолютную катастрофичность сепаратизма. Ётот фактор может быть подкреплен прагматичными московскими олигархическими группировками, сознающими, что взаимовыгодное партнерство с “атарстаном предпочтительней "еще одной „ечниФ.

  этой схеме могут быть подключены и те иностранные партнеры, не св€занные с атлантистскими и мондиалистскими геополитическими центрами. ¬ первую очередь следует искать их среди европейских, азиатских и арабских (за исключением —аудовской јравии) стран.

9.  азань как интеграционный полюс —Ќ√

 азань как “реть€ —толица имеет колоссальный стратегический и геополитический потенциал не только дл€ –оссийской ‘едерации, но и дл€ всего —Ќ√. ¬ свое врем€ президент  азахстана Ќурсултан Ќазарбаев предложил идею ≈вразийского —оюза как новую платформу дл€ консолидации и интеграции стран —Ќ√. Ёта замечательна€ и похвальна€ во всех отношени€х инициатива была проигнорирована реформаторскими власт€ми –оссии, ориентированными лишь на «апад.

≈сли сегодн€  азань поднимет знам€ евразийства и новой модели интеграции, ћосква снова проигнорировать такое начинание просто не сможет. »нтеграционный евразийский федерализм может выступать не только как внутрироссийска€ конструкци€, но и как общий знаменатель более широкого процесса, включающего большинство стран —Ќ√.

»менно така€ международна€, надроссийска€ (в некотором смысле) роль  азани была бы особенно ценной и важной дл€ государственнических сил в –оссии. ƒл€  ремл€ невозможно придумать более убедительного аргумента дл€ нового витка интеграции с азиатскими (преимущественно, тюркскими и исламскими) странами —Ќ√, нежели евразийска€ инициатива “ретьей —толицы Ч интеграционистска€ (в ордынском смысле), тюркска€, исламска€ и традиционалистска€ (антиатлантистска€) одновременно.

ƒл€ интеграции (оси У азань-јстанаФ, У азань-ћинскФ, У азань-“ашкентФ, У азань-ЅишкекФ, У азань- иевФ, У азань-”лан-ЅаторФ, У азань-“окиоФ, У азань-ЅерлинФ)  азань предпочтительней ћосквы географически (срединное положение в ≈вразии) и идеологически ( азань свободна от непри€тных советских "империалистических" ассоциаций, мешающих ћоскве) — фундаментально-геополитической точки зрени€ это было бы еще более "по-московски", а внешне выгл€дело €рко, неожиданно и дажеЕ "политкорректно".

ћожно себе представить, на какие привилегии Ч и в политическом, и в конфессиональном, и в экономическом, и в культурном планах Ч могла бы рассчитывать  азань-“реть€ —толица! ” “ретьей —толицы, центра евразийской интеграции надгосударственного значени€, никакой федеральный центр ни при каких услови€х не осмелилс€ бы отн€ть даже самых незначительных полномочий.

» самое важное: это было бы совершенно естественным, совершенно органичным геополитическим жестом татар, их коренной этнической, духовной и геополитической миссии.

10. Ўаймиев?

“еперь самый практический вопрос: может ли справитьс€ с такой задачей нынешний президент “атарстана ћентимер Ўарипович Ўаймиев? »ли данный проект требует иной политической фигуры?

ћнени€ наиболее авторитетных интеллектуальных, политических, финансовых и силовых фигур современного “атарстана в этом вопросе расход€тс€.

Ўаймиев сумел безошибочно найти баланс интересов с ћосквой, смог "обезвредить" или, по меньшей мере, утихомирить откровенно сепаратистские, националистические и ваххабитские тенденции. —табильность, отличающую сегодн€шний “атарстан, едва ли мог обеспечить кто-то другой. Ўаймиев Ч реалист, способный балансировать на довольно узком промежутке между двух одинаково разрушительных альтернатив.

Ѕлижайшее окружение нынешнего президента “атарстана в той или иной степени раздел€ют евразийские тезисы, многие €вл€ютс€ приверженцами учени€ последнего из старых евразийцев Ч Ћьва Ќиколаевича √умилева. —ам ћентимер Ўарипович неоднократно признавалс€ в симпати€х к этому великому историку. Ёто уже само по себе Ч немало.

 роме того, нельз€ не отметить тот факт, что Ўаймиев испытывает искренний интерес к гениальному художнику  онстантину ¬асильеву, творцу нового пластического русского национального, евразийско-нордического мифа. ѕрекрасный музей ¬асильева в  азани опекаетс€ лично президентом.

»деологи Ўаймиева Ч и в первую очередь, его первый советник –афаэль ’акимов Ч убежденные государственники, дл€ них (в специфической татарской оптике) –оссийска€ ‘едераци€ воспринимаетс€ не как зловеща€ "колониальна€ импери€", но как "больша€ –одина", как новое издание "золотой орды".

–осси€=ќрда. »зумительна€ формула, способна€ мобилизовать в государственно-патриотическом ключе не только слав€нский, великоросский этнический остов –оссии, но и гигантский татарский, шире, тюркский, российский и внероссийский контингент.

Ќо есть и минусы. ¬ религиозной сфере Ўаймиев, увы, не смог найти почву дл€ активного сотрудничества с евразийским ¬еликим ћуфтием “алгатом “аджуддином, который Ч в области конфессиональной Ч €вл€етс€ идеальной фигурой дл€ реализации евразийского проекта (более органичного, авторитетного и одаренного персонажа среди российских мусульман вообще трудно найти). ¬место всероссийской структуры “аджуддина и его татарского представител€, последовательного евразийца и интеллектуала ‘арида —алмана-’азрата, президент “атарстана поддержал подконтрольную ему, но мало авторитетную и активно заигрывающую с ваххабизмом фигуру.

¬ политике, и особенно в отношени€х с центром, Ўаймиев Ч признанный мастер компромиссов. Ёто предопределило и его кадровую политику. ≈го окружают (за некоторым исключением) ло€льные, послушные, но не €ркие, не глубокие и не страстные натуры. Ѕольшинство пассионариев Ч и евразийских, и узконационалистических, и откровенно пророссийских Ч смещено сегодн€ на периферию. ѕрекрасно, что Ўаймиеву удалось маргинализировать экстремистов. Ќо как бы при этом прав€щей элите не потер€ть жизнеспособность, свежесть ума и благородство душиЕ

Ѕыло бы идеально, если бы проект “ретьей —толицы мог бы реализоватьс€ ћентимером Ўаймиевым. “ем более, что мелкополитические "выборные" инициативы со "¬сей –оссией", "ќтечеством" и т.д. сегодн€ полностью исчерпаны, и реальность государствостроительства предлагает новые горизонты, новые вызовы, на которые необходимо отвечать. “акой вариант был бы самым естественным и органичным. Ќо дело здесь не только в воле самого Ўаймиева. ÷ентр сам, со своей стороны, должен показать готовность, зрелость дл€ реализации проекта евразийского федерализма. “езис "“реть€ —толица" должен вызреть не только в  азани, но в ћоскве.

— другой стороны, при радикализации ситуации нельз€ исключать, что “атарстан ожидают значительные потр€сени€. ¬ том числе и политического характера. » нельз€ заранее исключить, что мы увидим во главе движени€ за "“ретью —толицу" других людей.

¬с€кий раз следует помнить, что масштабы геополитики намного превышают масштабы человеческой личности.

—егодн€ мы имеем шанс реализовать великое прозрение, которое носил в себе наш ÷арь. Ѕудет преступлением не использовать эту возможность Ч она выпадает не часто. Ќо в то же врем€ ≈вразийское ѕровидение парадоксально и пути его неисповедимы: все осуществитс€ тогда, когда придет врем€, и теми пут€ми, о которых мы можем лишь смутно догадыватьс€.

“ретьей —толице, великой евразийской  азани Ч быть! ¬ этом нет сомнени€. ћы сделаем все, чтобы это произошло,Ч все, что от нас зависит. Ќо кто именно станет носителем судьбоносного геополитического де€ни€, предсказать невозможноЕ

“о, что должно случитьс€, об€зательно, непременно, неизбежно случитс€.

 азань, май 2000 года